среда, августа 26, 2009

Отпустило?

Хорошо написанная статья Е. Долгиновой об отношениях эмигранта со страной исхода. Не знаю, что представляет собой ее автор и кто стоит за ее издательством, но многое из описанного в статье мне хорошо знакомо по личному опыту.
Помню, что во время первых и ранних визитов на Украину в 93м и 94м я именно так и реагировал на тот объективный ужас, царивший в то время там. В последствии, я очень корил себя за патронажный взгляд и поспешность визита. Хотя понимал, что такая реакция была естественной защитным механизмом на сложную и неустойчивую ситуацию ранней эмиграции. Все объяснения такого поведения, приведенные автором статьи подходят мне. Зачастую, для того чтобы почувствовать себя лучше здесь, стоит очернить то, что происходит там. Тем более, что реальность обеспечивала много тому подтверждений. Я очень завидовал брату, который вернулся на родину только спустя пятнадцать лет, когда процесс адаптации в Израиле был для него уже не актуален.
Уличив в себе грех высокомерия и уловив его источники, я перестал ездить на Украину, выбирая командировки в менее знакомые и эмоционально заряженные места. Вернувшись через несколько лет на Украину, я подсознательно удерживался от посещения города детства.
Где-то в конце девяностых я почувствовал себя более уверенно здесь и визиты в СНГ стали протекать для меня более гладко. К счастью и жизнь там стала по-немногу налаживаться. Но, у меня взяло пятнадцать лет, чтобы вернуться в Винницу. Не уверен, что и в этот раз обошлось без ляпсусов. (Очевидцы??)
Уже несколько лет я не слежу за происходящим на территории бывшего Союза. Во всяком случае, не больше, чем за происходящим в других концах света. И, ни в коем случае, не по офицальным пост-советским источникам. Не тянет, и не доверяю я им. Опублкованные в блогосфере сообщения об отрицательных сторонах тамошней реальности, не вызывают у меня чувства превосходства или осознания правильности выбора (вернее осознание есть, но я не спешу кричать об этом миру). Новости из Украины мы получаем только от друзей и это делает их (новости) особенно чувствительными. (Как правило до нас доходят менее приятные известия социально-политического характера.) Мое отношение к стране исхода выровнялось за эти годы и позволяет формировать более объективное мнение о происходящем, включающее и плюсы и минусы.
Я не редко сталкиваюсь с людьми, самоопределяющихся по принципу "чем хуже россиянину, тем лучше эмигранту". Или противоположная крайность - чем больше дерьма в стране проживания, тем я мужественнее и красивее (страна исхода в таких случаях вырисовывется как смесь Диснейленда и ВДНХ). Оба поведения - две стороны одной медали. В большинстве случаев, такие люди вызывают у меня жалость, иногда раздражение. Когда такой подход является стадией в процессе адаптации, я могу полагаться на время, которое все скорректирует и исцелит. В случае, когда за этим стоит соответствующая личность ("они меня не достойны" или "здесь существует дискриминация по ... признаку", "здесь" = "везде", "они" = "все"), остается лишь разводить руками и переходить на противоположный тротуар.

Буду рад услышать мнение читателей по обе стороны паспортного контроля.

7 комментариев:

  1. я подозреваю что поведение эмигрантов (хорошо) описанное в статье мало чего обшего имеет с фактами жизни в разных странах, а просто желанием заинтересовать собеседника чем-то, чего тот не испытал раннее, и которым тот сам почему-то не достаточно интересуется. Я уверен что тот-же товарищ из статьи в своей деревне в Масачусетсе рассказывал всем какие там в Москве все культурные и начитанные. Типа так как в России больше никто не читает и театр изнутри видели только по телеку. Плюс народ всегда исчет оправданий, либо поддержки своих поступков. Абсолютно человеческая черта. на это тему была не плохая книжка Кундеры - Ignorence.

    Мы с детства привыкли пренебрегать всем советским. "Импортное" всегда было лучше, даже если оно было из Монголии или Польши. И для того чтобы инстинктивно высокомерничать не надо приезжать из заграницы.

    Но самый интересный момент случайно открыт в конце статьи, где автор таким же макаром патранизирует выходцев из винниц и ашхабадов, создает впечатление легкой недалекости автора.

    Дабы не отличаться от остальных героев рассказа приведу парафразу неизвестного шутника (перевод с англ. мой) : "Не бывает глупых вопросов, бывают глупые люди"

    Ветеран имиграции
    V. jr

    ОтветитьУдалить
  2. 1. Я не думаю, что человек всю жизнь будет занят оправданием своего решения эмигрировать, кроме того случая, когда он неустроен (физически или культурно) в новой среде. В большинстве случаев (как и в моем) необходимость искать оправдание исчезла со временем. Я уже давно этим не гружусь.

    2. Импортное по-прежнему цениться там выше отечественного, но сейчас его почти все могут себе позволить.

    3. Верно отмечено. Я намеренно проигнорировал авторский патронаж провинции, чтобы не отвлекаться от сути (пусть это остается на ее совести).

    4. Я утверждал, что дело не всегда сводится к глупости (характеру). Есть в этом явлении и естественные защитные психологические механизмы, не чуждые любому эмигранту. То, насколько он выпячивает их наружу уже является функцией воспитания и развития личности.

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный11:04

    Semiya i shkola vsemy vinoi i vse zavisit ot vospitaniya.Chelovek,esli bil globom v strane isxoda,to i ostanetsa im ge v lubix drygix otdelxno vzyatix stranax.Prosto,esli y nego poyavyatsa denxgi,to emy proshe bydet pokazatx drygim,chto on glob.A pomoemy 90% yexavshix prosto popali v ety voronky emigratsii.Stali yezgatx dryziya i rodnie,stala menmyatsa vokryg tebya sreda,da i plus drygie obiektivnie faktori,o kotorix nam s detstva tverdili i mi eto ispitivali na sebe.I vse ge .esli i estx nastolxgiya,to ona po ludyam,po tem kotorie ponimaut tebya s polyslova i s kotorimi legko,po vremeni,kogda bil molod.A eto vse ostalosx tam i poetomy,imeya dryzei tam ge,ya vsegda gelal,chtobi tam bilo vse O.K.I vot vernyvshisx cherez 15 let,ya yvidel(vernee mne pokazali,pystx dage, v osnovnom cherez okna restoranov i kafe),chto vse taki vse idet k lychshemy,xotya za svobody ludi platyat tam dovolxno bolxshyu tseny,v pryamom i perenosnom smisle,no vse ge obiektivno govorya,sdvigi v lychshyu storony zametni.Xotya,konechno,chtobi izbavitsa ot "novogo cheloveka"(homosovietikys) dolgno proiti let 40,a moget i bolxshe,tak kak Moiseya poka ne vidatx.
    Cheers.
    Archie.

    ОтветитьУдалить
  4. Archie: Дело не в том, что происходит ТАМ или ЗДЕСЬ (объективно или субъективно), а в том, что происходит с самим субъектом.

    V.Jr: Кстати, Чу высказывает мнение, что автор статьи, сочувствуя выходцам из винниц-ашхабадов, имела в виду неаттрактивности периферии для возможного возвращенца, по сравнению со столицами. И в этом что-то есть.

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный14:40

    Esli avtor statxi govorit o ludyax,kotorix vivezli eshe podrostkami,a posle 15-17 let oni priexali posmotretx i im vse ne nravitsa v sravnenii s zapadom,to eto moget bitx prosto chestnoe zakluchenie cheloveka,kotori pochti pol gizni(pri chem dage bolxshe polovini soznatelxnoi) bil v novoi srede i yge stal inmostrantsem po syti dela.Esli govoritx o tex kto yexal sam po svoemy sobstvennomy resheniu,to mogy soglasitsa s avtorom,chto dlya nekotorix eto moget bitx iskagennoi formoi nostalxgii,a esli net to eto prosto globstvo ili snobizm koix xvataet vezde.Pri chem vozvrashenie yvezennix podrostkov posle 17 let eto iz oblasti fantastiki.Statiya popaxivaet stolichnim visokomeriem.Dlya nix,schastlivix obladatelei moskovskoi propiski,mi ,ne pretendyushie na nee giteli Mira,vse ravno ne chto inoe kak "LIMITA".
    Cheers.
    Archie.

    ОтветитьУдалить
  6. Я часто сталкиваюсь с таким подходом в среде взрослых эмигрантов, оставивших страну исхода в зрелом возрасте. Я не хочу фокусироваться на тоне статьи или ее авторе, а на ее содержании.

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный02:08

    Dymau,chto eto moget bitx xarakterno tolxko dlya bivshix gitelei Souza, yexavshix v zrelom vozraste.Vedx mi ge SOVETSKIE ludi.Iz triedinoi zadachi postroeniya KOMMYNIZMA polnostiu bila vipolnena tolxko odna:"Vospitanie novogo cheloveka."A seichas on- etot chelovek "po obe storoni pasportnogo kontrolya" okazalsya.Poetomy eta statiya i poyavilasx i poetomy y nee takoi ton.
    Cheers.
    Archie.

    ОтветитьУдалить