понедельник, ноября 24, 2008

"Похороните меня за плинтусом"

Прочел, одолженную у Л.Б. "Похороните меня за плинтусом" П. Санаева. Вернее, не прочел, а проглотил. За два вечера.
Идея прочитать эту книгу родилась у меня еще в феврале в г.Саратове. Коротая время в гостинице, расположенной в крайнем подъезде девятиэтажного жилого дома в рабочей слободке вдалеке от центра города, я случайно наткнулся на телепередачу о Ролане Быкове. Помимо прочих занимательных деталей его биографии, я узнал о его браке с Елены Санаевой (Лиса Алиса) и усыновлении им ее сына - Павла (Очкарик из "Чучела"). Оказалось, что Павел - талантливый режиссер и сценарист. В передаче очень хвалили его книгу "Похороните меня за плинтусом", рассказывающую о его тяжелом детстве. Что-то в услышанном вызвало у меня желание ее прочитать.
По возвращении в Москву я нашел ее в книжном магазине, но полистав почему-то отложил, предпочтя ей "Платформу" Мишеля Уэльбека (за день до этого закончил его "Элементарные частицы").
Сейчас, когда Л.Б. привез из Питера "плинтус" я понял, что от судьбы не уйдешь. Роман меня потряс. Не только силой переживаний, семейной трагедией и ироничным юмором - порой я начинал смеятся в самых тяжелых местах, но и небывалым сходством антагониста-бабушки с моей собственной бабушкой Маней. Все в ней: сильный и тяжелый характер, манипулятивность, обида и злость на окружающий мир, необходимость доказать всем свое Я, мобилизация всех сил в случае опасности, садомазохические, взаимозависимые отношения с мягким и подвласным Дедом - все было словно написано с бабы Мани. Даже язык во многом совпадал. Резкий, грубый, унижающий, исходящий откуда-то из глубин детской обиды и незащищенности. Все время задавался вопросом: монстр она или жертва? Думаю, что и то и другое. Именно эта эмбивалентность и делает роман столь притягивающим и натуралистичным.

Обязательно куплю отцу и тете.

ШШШШ

7 комментариев:

  1. Анонимный11:53

    Насколько я помню, имя Санаевой - Елена, а не Татьяна. А что такое "демобилизация всех сил"? М. б., наоборот, "мобилизация"?
    Н.

    ОтветитьУдалить
  2. Ну, конечно, Вы правы!
    Чтобы я без Вас делал, Наташа?!

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный11:54

    Обходились без критики и наслаждались жизнью. Кстати, спасибо за наводку. Прочла повесть. По-моему, она очень грустная. Да и бабка - тоже жертва.
    Интересно, насколько повесть автобиографична...
    Н.

    ОтветитьУдалить
  4. Какое же развитие без критики? И кто сказал, что я страдаю?

    Судя по информации в сети, повесть во многом автобиографична.

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный10:31

    А зачем развиваться? Можно комфортно и радостно самовыражаться безо всякой критики... От критиков, по-моему, все творцы страдают - приятнее же, когда гладят по шерстке, а не против. А насчет автобиографичности - бедный ребенок! Кстати, на мой взгляд, то, что бабка - сама жертва ее не извиняет. Иначе маньяков и садистов тоже пришлось бы извинить. У них часто в прошлом было что-то, подтолкнувшее.

    ОтветитьУдалить
  6. А я уж подумывал предложить Вам должность штатного корректора.)

    Разумеется, не извиняет и не оправдывет. Да, бедный ребенок. Но, возможно, что без бабушкиного самопожертвования он бы не выжил.

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный12:53

    У меня подозрение, что большая часть его болячек - именно из-за бабушкиной чрезмерной опеки. Судя по всему, он был достаточно в норме, если бегал и лазал, а она устраивала истерики из-за каждой капли пота и затаскала его по врачам (безусловно, с наилучшими намерениями).

    ОтветитьУдалить