Вчера Н. из нашего офиса, раскрывая в разговоре со мной какую-то тему, привела пример из "Волка и семерых козлят". Я неожиданно задумался над тем как Волк поменял свой голос. В известном мне варианте сказки Волк отправился к кузнецу и тот "поставил" ему голос. Много раз, разинув рот, слушал я в детстве этот момент, не задавая себе вопрос: - А почему, собственно, кузнец? И если братья Гримм настаивают на версии кузнеца, то как именно он поставил Волку голос?
Попытаемся подойти к этим вопросом критически, используя жизненный опыт, знания, полученные в средних и высших учебных заведениях и интернет.
1. Почему кузнец? Возможно, что Волк принадлежал к низкой социально-экономической прослойке леса и не мог позволить себе дорогостоящей операции в частной клинике. Частная клиника была необходима ввиду временного фактора. Ожидание операции в государственной больничной кассе могло занять кучу времени и бумажной волокиты. За этот период не только Мать-Коза могла вернуться домой, но и козлятки превратились бы в здоровых козлов.
2. Как кузнец ставил голос? "Волку делать нечего. Пошёл он нв кузницу и велел себе горло перековать, чтоб петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал. Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст". Аффтары не нагружают нас подробностями "перековки". Ничего не сказано об анастезии, мониторинге, стерилизации, диете и реабилитации. Слово "перековал" отбрасывает все вопросы о скальпеле. Обнаружив орудие преступления - молот, можно предположить, что смена волчьего голоса с хриплого баритона на тонкий фальцет была результатом повреждения некоторых детородных органов зверя (именуемого в народе "кастрацией"). Какое еще воздействие мог предпринять в деревенских условиях, незнакомый с тонкой моторикой кузнец, когда к нему в кузницу ворвался голодный волк. Мне кажется, что испуганный мужик просто метнул в него молотом. Судя по дальнейшему сюжету, он промахнулся (целил в голову). Промахнулся, но не совсем. Убить не убил, а инвалидом сделал.
Единственный факт сбивает меня с теории "кастрации". Это наличие у Волка высокой степени агрессии, не присущей яйцелишенным. Предполагаю, что агрессия была направлена против семерых невинных детей, компенсируя тем самым потерю возможности Волком иметь собственное потомство.
Н. заметила, что в последнее время развивается тенденция замены трагических исходов классических детских сказок на хеппи-энды во избежание травмирования нежной детской психики. Во многих версиях сказки в сети кузнец был заменен на пекаря, кондитера и лавочника , По мнению Н. такой поворот дел может создать у детей искаженное представление о жизни, не позволяющее развить у них чувство опасности и способность противостоять трудностям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий