пятница, сентября 06, 2013

Страсти по Обломову

С великим нетерпением, едва закончив чтение романа, я посмотрел экранизацию Михалкова “Несколько дней из жизни И.И.Обломова. Вместе с Чу, не читавшей Гончарова, мы получили большое удовольствие от фильма, в котором Михалков уделил основное внимание романтической составляющей романа – отношениям Обломова с Ольгой. После просмотра фильма напрашивается вывод о том, что основные страдания в жизни являются результатом наших собственных переживаний.  Дав волю эмоциям Обломов собственноручно втянул воздушный шар своего существования в зону сильной турбулентности. Вспоминаются слова из “Удивительного волшебника из страны ОЗ”:

— А как насчёт моего сердца? — робко осведомился Железный Дровосек.

— Не знаю, не знаю, — произнёс Оз. — По-моему, вы напрасно так хотите сердце. Если бы вы знали, как страдает от этого большинство людей! Поверьте мне, вам очень повезло, что у вас нет сердца.

По-моему, основная линия в “Обломове” – экзистенциальная. Центральная ось – между протагонистом Обломовым и антагонистом Штольцем. Главный конфликт -  между жизнью и смертью.

После первичной симпатии образ Штольца стал вызывать у меня подозрительность. Уж слишком идеален получался его персонаж. Комар носа не подточит. И совестлив, и деятелен, и справедлив. Но я не мог отделаться от мысли, что за неиссякаемой жизненной энергией и паталогической непоседливостью Штольца скрывается нечто, от чего он пытается скрыться. Мой внутренний Штирлиц, морзирует мне о страхе смерти. Именно в отношении к смерти я вижу главное различие между двумя главными героями. Если Штольц боится смерти, пытаясь замести свои следы мечась по глобусу и окунаясь с головой в пучину деятельности, то Обломов боится жизни с ее эмоциями, ответственностью и одиночеством. В фильме Михалкова отсутствуют злодеи, типа Тарантьева и  Ивана Матвеевича. В романе они напоминают нам, что в жизни, помимо душевных мук, на которые обрекают себя духовно и интеллектуально высокоразвитые гомо сапиенсы, существует и объективное зло. Мир в романе Гончарова выглядит опасным местом, особенно для  не повзрослевшего ребенка - Обломова. Сперва может показаться, что Обломов тоже боится смерти, опасаясь простуды, холода и сквозняков. Но со временем я пришел к выводу, что подсознательно он жаждал смерти, где его ждали столь желанный покой и встреча с единственной любимой женщиной – его матерью. Не случайно, единственная смерть в конце книги – обломовская. Именно поэтому можно назвать финал романа – хэппи эндом. Все получили по заслугам. Справедливость восторжествовала.

 

ШШШШ

Комментариев нет:

Отправить комментарий