пятница, августа 03, 2012

О запретах. 2

В день 9го Ава мы занимались творческим трудом в живописном кибуце на севере страны. Половина нашего коллектива трудилась тяжелее других. И. и Й. голодали. И. по причине веры и традиций, Й. – в качестве солидарности со своей подчиненной. Пост коллег создавал неудобства и у не голодающей половины творческого квартета. Каждый раз, когда нам с М. хотелось перекусить или выпить чашку кофе, мы уходили “грешить” в другую комнату, дабы не дразнить ослабленные организмы коллег.

Во время одной из таких вылазок мне подумалось о том, почему люди выбирают наказывать себя по собственной воле. Немало религиозных традиций связаны с ограничениями, которые верующему необходимо принять на себя не из-за вынужденных обстоятельств реальности, а из-за догм и событий прошлого. Создается впечатление, что память сохраняется лучше всего посредством страданий (есть в этом нечто собако-павловское). Как будто в жизни человека не хватает ограничений и страданий, и ему необходимо добавить их по своей инициативы для установления гомеостазиса. Чтоб не расслаблялся. Но тот кто считает, что наша жизнь – сплошной утренник плавно переходящий в вечеринку, пусть первый бросит в меня камень.

Тогда зачем? Оставим в стороне вопросы веры. Можно утверждать, что верующий не видит в ограничениях, предписанных ему его верой, ущемлений, а принимает их безропотно в рамках стоимости туристического пакета в райский уголок с белым песком, лазурным морем и 70 спасательниц в красных бикини (существуют вариации). Но здравый человек выбирает во что и кому верить.

Другой пример добровольных страданий я нахожу в некоторых видах любительского спорта. Вчера общался с коллегой-велосипедистом на эту тему. Я спрашивал, что толкает взрослого, семейного человека, тяжело работающего в течении недели, вставать рано утром в свой законный выходной, взбираться на жесткое седло своего благородно металлического коня и мотать десятки (а то и сотни) километров по тщательно спланированному маршруту максимальной сложности? Он говорил об адреналине, удовольствии и образе жизни. Я тоже уважаю адреналин и люблю получать удовольствие от спорта, но мои виды спорта больше ассоциируются с удовольствием (горные лыжи, баскетбол), чем со страданием. Все субъективно, скажете вы. Разумеется. И все же если мы сложим количество субъективных мнений, то я верю, что гедонизм возьмет верх над мазохизмом. Не спроста последнее, а не первое считается извращением.

Ради чистоты дискуссии оставим в стороне случаи людей с низкой самооценкой, пытающихся вызвать у окружающих риспект и сострадание своими мучениями и тех всадников, убегающих от неудовлетворительных отношений в семье посредством частого вращения педалей.
Я не отрицаю необходимость ограничений в воспитательном процессе, именно для того, чтобы подготовить ребенка к жизни, требующей от нас постоянных лишений и компромиссов. Но не о детях здесь разговор.

Варианты ответов:

1. Ритуальный – проще сделать, чем не сделать (угрызения совести и зуд в теле).

2. Общественный – получение социальных бонусов за соответствие нормам (древние традиции + капиталистическое стремление к достижениям). Марксизм добавил бы взгляд на превознесение страданий, как на получение правящим классом легитимации на угнетение неимущих, видящих в этом моральные ценности.

3. Морально-духовный  -  в западных религиях и культурах властвует концепция, видящая в страданиях путь к духовной чистоте и моральной высоте. (Вспоминаю иконку у одного водителя в СНГ с молитвой, начинающуюся со слов “Святой мученик [имя водителя]”.) Иначе какое оправдание можно дать людским страданиям. 

4.(разумеется) Экзистенциальный – в первом случае (пост), сознательно ограничивая себя в доступном и естественном человек приобретает определенный контроль над своей судьбой и иллюзию, что если в его жизни и есть лишения и страдания, то их можно подчинить своей воле и справиться с ними. Велосипедист достигает того же, но в отличие от постящегося, который соблюдает традиции, чтобы быть похожим на всех, он наоборот пытается выделиться из толпы и приобрести иллюзию собственной исключительности и уникальности судьбы (в обход болезней и смерти).

Каждый подбирает ответ под себя. Я же считаю, что по аналогии с питанием, где я стараюсь не добавлять сахара и (почти) соли в пищу, исходя из того, что в продуктах уже есть и то и другое в необходимых для организма количествах,  жизнь содержит достаточно трудностей и лишений для того, чтобы сформировать нашу личность и придать ей пикантный вкус.

Комментариев нет:

Отправить комментарий