вторник, ноября 13, 2012

На встрече с двенадцатиклассниками работали над экзистенциальной диагональю:"я несу полную ответственность за то, что происходит в моей жизни" -- "моя жизнь - результат стечения обстоятельств\влияния окружающей среды". Одна девочка вдруг озвучила с кристальной чистотой, словно цитируя Беккера или Ялома, свою мысль:"Я воздерживаюсь крайней позиции ("полная ответственность"), потому что не хочу признать, что человек в этом мире один и над ним нет никого более значительного. Это очень одинокое место." Я был в шоке от глубины понимания этого 17-18 летнего подростка и  уверен, что не все присутствующие поняли, что она имела в виду.

Я не ставил целью привести подростков к какому-то определенному мировозрению, а позволить им определиться в одной из главных экзистенциальных дилемм и увидеть связь между их позицией и выборами, которые они делали и которые им предстоит сделать в будущем (особенно в этом году). Но по пути домой я открыл для себя главный аргумент, который стоило озвучить в заключение встречи: человек полностью ответсвенен за свою жизнь, потому что он  несет ответственность за то, во что он верит: в человека или в судьбу. Все остальное является производной этого выбора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий